12.11.2016
ОНИ ЖИВУТ С
ТОБОЮ РЯДОМ
Давным-давно я
вынашиваю мысль о том, что неплохо
было бы, если б на странице нашей
газеты время от времени появлялись
очерки о земляках, ведь среди
гаврилов-ямцев есть немало людей с
интересными судьбами и своеобразным
взглядом на мир. Если честно,
кандидаты на роль героев
публицистических очерков у меня
давно есть на примете, вот только
всё не хватало времени и творческого
вдохновения. Но оно пришло. Его
подарила мне осень, и ещё помог
человек, которого я для себя называю
Мастером.
МАСТЕР
Мастера зовут
Виталием Константиновичем Скребковым
– в Гаврилов – Яме его многие знают.
С его второй половиной - Фаиной
Николаевной - мы долгие годы были
коллегами, и я, как и все остальные
учительницы, с завистью поглядывала
на оформление кабинета математики,
понимая, что это дело рук её
супруга. В ту пору Виталий
Константинович трудился художником –
оформителем на заводе. Думаю, тем,
что он делал, все были довольны,
потому что В.К. Скребков очень
работоспособен, обязателен и
аккуратен. Вы можете возразить, что
творческие люди аккуратными
практически не бывают. Этот –
великий аккуратист и настоящий
художник. В его небольшой комнате
картины висят несколькими рядами
везде, где есть место. Пейзажи и
натюрморты разных размеров создают
ощущение выставочного зала. Среди
них – автопортрет, на котором
художник значительно моложе и его
волосы намного темнее. Как кажется
мне, из поры своей молодости и
ученичества Виталию Константиновичу
уходить не хочется. Он не без
удовольствия показывает мне рисунки,
наброски, эскизы, из которых и
получились потом картины, создающие
в комнате ощущение особого мира или
подаренные по поводу и без повода
родственникам и друзьям. Подаренные
потому, что подарка, лучше такого,
быть и не может.
Рассматривая
вместе с Виталием Константиновичем
его работы, созданные в пору
студенчества (а закончил он
художественное училище в
Ростове-на-Дону), вдруг понимаю, что
не одна я живу воспоминаниями о
далёкой поре, когда казалось, что
всё ещё впереди. Он молодец – он
сумел сохранить собственный мир
того времени: созданные своей рукой
портреты отца, матери, братьев,
однокурсников и даже хозяйки, у
которой жил на квартире. Проглядывая
одну за другой страницы, он
вспоминает о многом и о многих.
Рождённого в Ленинграде мальчишку
жизнь провела через Ростовскую
область, Сибирь, Урал и оставила в
нашем маленьком городке, который и
стал ему родным. Гаврилов-ямский
период ознаменовался появлением
портретов совсем молодой ещё Фаи, её
родителей. Поглядывая на рисунок
тестя, Виталий Константинович
вспоминает: «Вот был характер!» А
Фаина Николаевна добавляет, что
очень похож её отец на этом
карандашном рисунке. «В портрете для
художника важно найти главное,
передать характер,» - размышляет
Виталий Константинович. Мы все
вместе разглядываем давние работы:
мне это очень интересно, а им,
думаю, приятно. Приятно вспомнить
то, что давно прошло. Приятно, что я
неподдельно интересуюсь этим.
Мне кажется,
что интерес к творчеству местного
художника Виталия Скребкова можно
было бы поддержать хорошей
выставкой в нашем выставочном зале
«Вдохновение». Достойных работ у
него достаточно. Художник,
несомненно, талантлив. В комнате,
которую можно назвать ещё и
мастерской, готовятся новые рамки
для полотен, вынашиваются их идеи.
Но, как признаётся Виталий
Константинович, работать над
созданием картин стал меньше. Больше
фотографирует - это ещё одно из
главных увлечений его жизни.
Практически везде и всюду он бывает
с фотоаппаратом. Даже на даче, где
порой приходится работать подолгу,
совмещает полезное с приятным,
удивляясь переменчивости матушки-
природы и её составляющих.
Замечательно, что технические
возможности фотоаппаратов становятся
всё лучше и лучше. С горящими
глазами Мастер рассказывает мне и об
этом. Если честно, я ничего не
смыслю в технике - мне это не надо.
Для меня главное, чтоб фотографии
«брали за живое», чтоб, глядя на
них, я в душе испытывала особое
волнение, ощущение мгновенности
всего происходящего, радости бытия,
яркости красок мира. И всё это я
нахожу в снимках Виталия
Константиновича, потому очень часто
захожу на ленту в «Одноклассниках»,
чтоб увидеть свежие работы
фотохудожника. Увидеть, как говорят,
для души, для поднятия творческого
настроения.
Какие у него
пейзажи! Невероятной точности и
свежести цветы! Даже освещённый
солнцем репейник становится
красивейшим цветком! А вот яблоки,
которых нынешней осенью было великое
множество. А это - самый
удивительный для меня снимок – цветы
крыжовника. А вы, уважаемые
читатели, замечали эти цветы? До
определённой поры и я не замечала,
но, будучи студенткой, очень
полюбила стихотворение А.Ахматовой
«Как соломинкой пьёшь мою душу».
Юная поэтесса чрезвычайно тонко в
нескольких четверостишиях признаётся
в своём удивительно глубоком
чувстве. Стремясь показать нам
лиризм и психологизм поэзии
Ахматовой, преподаватель
подчеркнула, что замечать такие
детали дано немногим, и
процитировала строки из этого
стихотворения:
На кустах
зацветает крыжовник,
И везут
кирпичи за оградой
Кто ты: брат
мне или любовник,
Я не помню, и
помнить не надо…
Я рассказывала
Виталию Константиновичу об
ахматовском стихотворении, о его
совпадении с фотографией, а он мне
- о любимых художниках-
импрессионистах. Да, у него свой,
особенный взгляд на происходящее
под солнцем. Виталий Константинович
– человек щедрый: он легко делится
сокровищами этого мира со всеми, кто
хочет быть к нему причастен. А ещё,
мне кажется, что это один из самых
скромных людей, встречу с которыми
мне подарила жизнь. И если вы
увидите приглашение на выставку
художника или фотохудожника В.К.
Скребкова (а я верю: она обязательно
будет!), без раздумий посетите её.
Признаюсь вам,
дорогие читатели, как призналась и
герою моего очерка, что завтра
обязательно зайду в Интернет, чтоб
первым делом посмотреть, что нового
появилось на страничке Виталия
Константиновича Скребкова,
замечательного художника и тонкого
фотомастера.
Наталия
Смурова
Главная
|